Юго-Восточный административный округ

Психологическая подготовка к ОГЭ и ЕГЭ

Дорогие выпускники 9-х и 11-х классов!

Прохождение основного государственного экзамена (ОГЭ) после девятого класса и прохождение единого государственного экзамена (ЕГЭ) – один из важных моментов школьной жизни. Подготовка и сдача ОГЭ и ЕГЭ связана с эмоциональным напряжением, состоянием повышенной тревожности, что мешает успешной сдачи выпускных экзаменов.

Для успешной сдачи ОГЭ и ЕГЭ, необходимо осуществлять предметную и психологическую подготовку. Соответственно готовность к экзаменационному испытанию представляет собой единство трех компонентов: эмоционального, поведенческого и когнитивного.

Когнитивный компонент включает в себя определенный объем и упорядоченность знаний учащегося, знания о процедуре проведения экзамена в форме ОГЭ или ЕГЭ, навык работы с тестовыми материалами, а также особенности развития таких когнитивных функций как память, мышление, внимание.

Качество знаний учащегося зависит от уровня развития познавательных процессов (внимание, восприятие, мышление, память). Значительную роль в успешном овладении знаниями играет смысловое запоминание, для развития которого важно уметь находить логические связи в материале, уметь структурировать информацию и выделять главную мысль.

Работа с тестовыми заданиями (особенно типа А) требует высокой концентрации и переключаемости внимания. Поэтому на этапе подготовки важно акцентировать внимание на умении выделять внешние опоры, отделяя существенное от второстепенного, при заучивании нового материала стараться сопоставлять новую информацию с тем, что уже знаешь.

Развитие познавательных процессов и формирование системы научных знаний находится в прямой зависимости от индивидуальных особенностей личности. Знание индивидуальных особенностей позволяет учащимся управлять познавательными процессами.

Для формирования индивидуальной стратегии выполнения экзаменационной работы учащийся должен определить для себя следующее:

1. Определить планируемый (ожидаемый) балл за работу (необходимо ставить реалистичные цели, помнить, что тест составлен так, что, например, 100 баллов из 100 возможных получит только 1 выпускник из 10 000). Планируемый балл следует устанавливать не только с учетом исходного уровня подготовки, но и с учетом следующих прагматических соображений: какой балл будет достаточен для поступления в вуз? Так, для непрофилирующих предметов (каковым, например, является русский язык для большинства технических вузов) он может быть меньше, а для профилирующих предметов потребуется получение более высокого балла.

2. Наметить круг вопросов и заданий, успешное выполнение которых позволит реализовать личную цель. При формировании этого круга вопросов полезно исходить из таких показателей, как ожидаемый процент выполнения заданий, планируемое время выполнения заданий. Так, например, если учащийся выбрал для себя вуз или специальность с высоким конкурсом, то необходимо выполнить практически всю работу – получить 96-97 баллов. Поэтому в данном случае существенным элементом подготовки станет хронометраж, в ходе которого убедитесь, успеваете ли вы выполнить все, что планировали в отводимое время.

3. Определить порядок выполнения заданий (отдельно по каждому предмету). Большинству учащихся можно рекомендовать начинать выполнение заданий с части А – они легче и их больше. На части В и С необходимо отвести достаточно времени, постараться выполнить хотя бы по одному заданию из этих частей. Однако именно при планировании порядка выполнения заданий наиболее сильно могут сказаться индивидуальные особенности: высокая или низкая мобильность, способность к концентрации внимания и другие. Поэтому, определяя порядок выполнения работы, необходимо проконсультироваться с психологом.

Эмоциональный компонент включает в себя личностные особенности выпускника, его эмоциональное отношение к экзамену и эмоциональное состояние на самом экзамене. В первую очередь, данный компонент определяется адекватной самооценкой выпускником знаний, умений, способностей, что помогает сформировать стратегию деятельности на экзамене. Этот компонент связан также с общим настроем ребенка на экзамен.

Важной составляющей эмоционального компонента является оптимальный уровень тревоги на самом экзамене. У каждого существует свой порог тревоги, за которым эффективность деятельности падает. Поэтому хорошо, если учащиеся, приходя на экзамен, будут иметь представление об особенностях поведения в стрессовой ситуации.

Поведенческий компонент включает в себя знание и понимание учащимся особенностей проведение экзамена, знакомство с процедурой ОГЭ или ЕГЭ, навык работы с тестовыми материалами, знание стратегий работы и тестами по разным предметам, осознание уровня собственных притязаний при выборе стратегии работы с тестовыми материалами.

Исходя из этого, программа подготовки выпускников к ОГЭ или ЕГЭ включает три этапа: диагностический, консультационный и обучающий.

Диагностический этап направлен на изучение психологической готовности выпускников к сдаче экзаменов. На этом этапе предполагается изучить уровень готовности учащихся к сдаче экзаменов, знание процедуры сдачи ОГЭ или ЕГЭ и выявить учащихся группы риска.

Консультационный этап предполагает индивидуальную работу психолога с выпускниками и их родителями, направленную на снижение эмоционального напряжения, тревожного состояния и осознание своих реальных возможностей на этапе подготовки и сдачи ОГЭ или ЕГЭ.

Обучающий этап – это групповая форма работы по формированию навыков саморегуляции.

В данном разделе сайтам вы найдете для себя материалы, которые помогут вам успешно сдать экзамены.

Удачи!