Юго-Восточный административный округ

Основные принципы рационального питания младших школьников

Правильное питание – одна из важнейших составляющих здорового образа жизни, условие для нормального роста и развития ребенка. Основные составляющие рационального питания – регулярность, разнообразие, адекватность, безопасность, удовольствие. Ребенок быстро растет, увеличивается масса его тела, возрастает интенсивность обменных процессов. Активно развивается мозг – формируются новые психологические функции, обеспечивающие возможность осуществления учебной деятельности. Вопрос организации правильного питания. И особое значение приобретает вопрос организации правильного питания. Для школьника необходимо 4 или 5 приемов пищи. Нужно стремиться к тому, чтобы у ребенка выработалась привычка есть в строго определенные часы.

Рацион питания младшего школьника

Пища является источником энергии и пластического материала, необходимого для нормального роста и развития организма. Основными компонентами пищи являются белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные соли. Каждое из этих пищевых веществ выполняет определенные функции в организме, а недостаток или отсутствие одного из них приводит к серьезным нарушениям здоровья. Рациональное питание предполагает включение в ежедневное меню определенного перечня продуктов и блюд, служащих источником пищевых веществ – молока и молочных продуктов, мяса, рыбы, овощей и фруктов, круп и продуктов из зерна.

Белки в человеческом организме выполняют целый ряд важнейших функций. С ними связаны основные проявления жизни – обмен веществ, сокращение мышц, способность к росту и размножению, работа нервных волокон, а именно перенос информации, иммунитет. В рационе школьника должно быть 90  грамм белка. Источником белка является растительная и животная пища.

Жиры обеспечивают организм энергией. В состав жиров входят насыщенные и ненасыщенные жирные кислоты (животные и растительные жиры). Растительные жиры – источник витамина Е и фосфолипидов, животные – витамины А и Д. Среднесуточная потребность школьника в жирах около 100  грамм, оптимальное соотношение 1 к 2.

Углеводы – источник энергии для организма. Необходимо, чтобы потребность организма в углеводах удовлетворялась за счет продуктов на основе цельных злаков (крупы, хлеб), овощей и фруктов – около 350  грамм. А вот легко усвояемые углеводы ( сахар, конфеты, кондитерские изделия) должны составлять не более 10-20% от общего количества суточной нормы углеводов.

Витамины и минеральные вещества  - участвуют в регулировании физиологических и метаболических процессов. Источник их овощи, фрукты, мясо, молоко, крупы. А значит, необходимо питаться разнообразно.

Овощи и фрукты обеспечивают организм витаминами, пищевыми волокнами, которые стимулируют работу кишечника, нормализуют обмен веществ, абсорбируют токсины и выводят их из организма. В ежедневном меню школьника должно быть 300-400  грамм овощей (без учета картофеля) и 200-300  грамм фруктов и ягод (желательно в свежем виде)

Продукты из злаков источники углеводов, белка, минеральных веществ и витаминов. Это хлеб, хлопья, крупы. Нерастворимые пищевые волокна, набухая в желудочно-кишечном тракте, способствуют формированию чувств насыщения, стимулируют моторику кишечника, тем самым снижая вероятность запоров. Они замедляют расщепление и всасывание белков, жиров и углеводов, что обеспечивает стабильность концентрации сахара в крови. Растворимые пищевые волокна снижают уровень холестерина, а также являются питательной средой для полезных бактерий кишечника.

Мясо, птица, рыба – источник белка, витаминов группы В, железа, цинка. В рыбе содержится витамин Д, жирные кислоты, йод. Все эти составляющие играют важную роль в развитии детского организма. Для питания ребенка рекомендуется использовать нежирную говядину, телятину, курицу, индейку; полезны почки, печень, сердце. Среди рекомендуемых видов рыб – треска, навага, судак.  Не стоит в рацион ребенка  вводить консервы, так как они содержат значительное количество соли и оказывают раздражающее действие на желудок и кишечник. Суточная норма мяса 150-180 грамм, рыбы -50 грамм.

Молоко и молочные продукты – источник белка,  жира и легкоусвояемого кальция, необходимого для формирования косной ткани. В молоке содержится витамин В2. Суточная норма молочных продуктов около 2 стаканов.

Растительные масла и жиры – суточная норма сливочного масла – 20-40 гр.,             сметаны -5-15 гр., растительных масел 12-18 гр.

Вода и напитки суточная норма приблизительно 1,5 литра. Для детей лучше выбирать чистую природную воду с оптимально сбалансированным минеральным составом (столовая вода 1 гр. соли на литр). Газированные напитки нужно исключить из ежедневного рациона, т.к. они содержат большое количество сахара и углекислоты, которые способны  раздражать  слизистую желудка.

Режим питания

1завтрак - 20% калорийности от общего суточного рациона

2завтрак  - 10-15%

Обед – 35%

Полдник – 10-15%

Ужин – 20%

Установлено, что регулярный прием пищи значительно снижает риск возникновения желудочно-кишечных заболеваний, дети более устойчивы к стрессам, умственным и психоэмоциональным нагрузкам.

 

Формирование основ культуры питания

и здорового образа жизни у младшего школьника

Культура питания является важной составляющей здорового образа жизни ребенка. Ее формирование должно начинаться в раннем возрасте и носить системный характер. Основной формой для организации воспитательной работы по формированию полезных привычек является игра, в которой ребенок осваивает навыки поведения, связанные с питанием. Важнейшую роль при этом играют родители, служащие примером для подражания.

Основными задачами родителей являются:

-формирование умения самостоятельно соблюдать правила гигиены питания (мытье рук, использование в пищу вымытых овощей и фруктов, использование индивидуальных столовых приборов);

-самостоятельное соблюдение режима питания;

-формирование представления о продуктах и блюдах  ежедневного рациона;

-развитие умения оценивать вкус различных блюд, формирование позитивного отношения к продуктам и блюдам, относящимся к категории «полезных»;

-формирование представления об основных правилах этикета, готовности и желания соблюдать их.